KAN`ский блог Мысли вслух…
  • Ноя
    1

    Исскуство системного мышления — Джозеф Оконнор, Иан Макдермотт

    Filed under: Без рубрики;

    В конце каждой части есть резюме.
    Системы:
    — Свойства систем — это свойство целого. Ни одна из частей ими не обладает.  Чем сложнее система, тем более непредсказуемы характеристики системы в целом. Эти свойства называют ЭМЕРДЖЕНТНЫЕ они возникают когда  система работает.
    — Разделение — анализ, соединение — синтез.
    — Каждая часть системы влияет на систему в целом.
    — При изменении одного элемента всегда возникают побочные эффекты
    — Системы препятствую изменениям, потому что их части взаимосвязаны. Если понять систему, то можно найти её уязвимые места. Небольшие воздействия на них может стать причиной значительных изменений (принцип рычага).
    Контуры:
    — 2 типа обратной связи: усиливающая и уравновешивающая.
    — Любая система стремится к покою или состоянию равновесия.
    — Имея дело с системой, рассчитывайте на то, что эффект скажется с задержкой.
    Ментальные модели
    — механизмы создания ММ: Вычеркивание (отбор и фильтрация опыта); Конструирование (придумывание чего-то); Искажение (манипуляция фактами); Обобщение (истолкование единственного случая как типичного).
    Причина и следствие
    — имея дело со сложными системами нужно: определить границы системы и искать аттракторы (стабильные состояния)
    — для изменения системы нужно: дестабилизировать систему и создать новое устойчивое состояние.
    За пределами логики
    В системах все проходит во времени.
    Для обнаружения ограничивающих ментальных моделей нужно:
    — составить список трудностей и по поводу каждой ответить на вопрос, существует ли она на самом деле или только в воображении,
    — сделать «левую колонку», т.е. записать то, что вы думаете и что говорите в проблемных ситуациях,
    — выделить и проанализировать использование в речи определенных типов выражений: оценочных суждений, модальных операторов и обобщающих понятий.
    При проведении изменений наилучшими точками приложения усилий, дающими эффект рычага, служат ментальные модели, на которых держится структура системы.
    Обучение
    Учится — значит изменять себя, ориентируясь на обратную связь, поступающую к нам в результате наших действий. Мы учимся с помощью всего, что мы делаем.
    Простое обучение — ориентируясь на сигналы обратной связи, приближаться к своей цели.
    Порождающее обучение — 2 контура, один из которых изменяются наши ментальные модели или ставятся под сомнения.
    Что мешает учится:
    — вычеркивание части информации
    — динамическая сложность
    — ограничивающие ментальные модели
    — трудности измерения обратной связи
    — смешение понятий точности и достоверности
    — установление слишком низкого или слишком высокого порога реакции
    — игнорирование того что мы чувствуем
    — неумение задавать вопросы
    Ракурс
    — мир всегда больше, чем представление о нем
    2 системных подхода
    — субъективный (изнутри)(2 вида ваш и другого человека)
    — объективный (снаружи)
    Системные закономерности см. стр. 215

    No Comments

Leave a reply

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.