-
Ноя1
Исскуство системного мышления — Джозеф Оконнор, Иан Макдермотт
Filed under: Без рубрики;В конце каждой части есть резюме.
Системы:
— Свойства систем — это свойство целого. Ни одна из частей ими не обладает. Чем сложнее система, тем более непредсказуемы характеристики системы в целом. Эти свойства называют ЭМЕРДЖЕНТНЫЕ они возникают когда система работает.
— Разделение — анализ, соединение — синтез.
— Каждая часть системы влияет на систему в целом.
— При изменении одного элемента всегда возникают побочные эффекты
— Системы препятствую изменениям, потому что их части взаимосвязаны. Если понять систему, то можно найти её уязвимые места. Небольшие воздействия на них может стать причиной значительных изменений (принцип рычага).
Контуры:
— 2 типа обратной связи: усиливающая и уравновешивающая.
— Любая система стремится к покою или состоянию равновесия.
— Имея дело с системой, рассчитывайте на то, что эффект скажется с задержкой.
Ментальные модели
— механизмы создания ММ: Вычеркивание (отбор и фильтрация опыта); Конструирование (придумывание чего-то); Искажение (манипуляция фактами); Обобщение (истолкование единственного случая как типичного).
Причина и следствие
— имея дело со сложными системами нужно: определить границы системы и искать аттракторы (стабильные состояния)
— для изменения системы нужно: дестабилизировать систему и создать новое устойчивое состояние.
За пределами логики
В системах все проходит во времени.
Для обнаружения ограничивающих ментальных моделей нужно:
— составить список трудностей и по поводу каждой ответить на вопрос, существует ли она на самом деле или только в воображении,
— сделать «левую колонку», т.е. записать то, что вы думаете и что говорите в проблемных ситуациях,
— выделить и проанализировать использование в речи определенных типов выражений: оценочных суждений, модальных операторов и обобщающих понятий.
При проведении изменений наилучшими точками приложения усилий, дающими эффект рычага, служат ментальные модели, на которых держится структура системы.
Обучение
Учится — значит изменять себя, ориентируясь на обратную связь, поступающую к нам в результате наших действий. Мы учимся с помощью всего, что мы делаем.
Простое обучение — ориентируясь на сигналы обратной связи, приближаться к своей цели.
Порождающее обучение — 2 контура, один из которых изменяются наши ментальные модели или ставятся под сомнения.
Что мешает учится:
— вычеркивание части информации
— динамическая сложность
— ограничивающие ментальные модели
— трудности измерения обратной связи
— смешение понятий точности и достоверности
— установление слишком низкого или слишком высокого порога реакции
— игнорирование того что мы чувствуем
— неумение задавать вопросы
Ракурс
— мир всегда больше, чем представление о нем
2 системных подхода
— субъективный (изнутри)(2 вида ваш и другого человека)
— объективный (снаружи)
Системные закономерности см. стр. 215